Кризис поисковых систем

Все кризисы устроены одинаково, и поисковые системы – не исключение из этого правила. Они подвержены кризисам в той же мере, как и все остальное. И если СМИ до сих пор не кричат о разорении поисковиков, то это еще не значит, что у них все благополучно.

Нет, в финансовом плане все в порядке. Пока в порядке. По той простой причине, что за неимением альтернативы мы все продолжаем ими пользоваться, хотя и ворчим. Как пользователи ПС мы ими довольны и с каждым днем чувствуем себя все счастливее от того, что у нас есть они. Так, по крайней мере, считают сами представители ПС. А нам, грешным, никто слова не давал — им и без нашего мнения отлично известно, что нас все устраивает.

На самом деле поисковые системы в немалой степени потеряли право так называться. То, чем они занимаются — уже не столько поиск, сколько навигация в Интернете. Когда мы вводим в строку поиска свой запрос, часто мы рассчитываем совсем не на тот результат, который получаем. Мы хотим найти информацию, соответствующую запросу. Но через ПС все чаще находим не соответствующую, а неким образом ассоциированную с нашим запросом... Что порой попросту бесит. Где-то же есть страница, на которой лежит самый лучший ответ на запрос. Но это для меня он самый лучший. А для другого, может быть, недостаточно подробный, для третьего слишком тривиальный, для четвертого, наоборот, чересчур сложный и непонятный, ему бы попроще как-нибудь...

Где «золотая середина»? — А ее попросту нет. Тем не менее, нас заверяют, что выдача строится так, чтобы большинство пользователей остались довольны полученным результатом. Откуда ПС берут предпочтения большинства — их большой секрет, такой же секрет, как и алгоритмы ранжирования. Так что буквально все заверения сотрудников ПС попросту невозможно проверить. Лично я не знаком с тем вакуумно-сферическим юзером, под которого Яндекс или Google строят свою выдачу. А вы?

На самом деле его имя — статистически оцененное большинство. И следующая тайна ПС в том, что этому большинству вовсе не нужен качественный поиск. Оно не будет лопатить десятки страниц выдачи, ему нужны несколько сайтов на какую-то тему. Желательно качественных. Всё.

Таким образом, развитие поисковых систем сейчас идет не в сторону полноты и точности поиска, хотя теоретически это их основная задача. Развиваются больше всего системы «антиспама», чтобы загнать явно некачественные сайты в глубины выдачи, где они уже никому не попадутся на глаза. В отношении качества ранжирование идет не по линии «поднять повыше лучшее», а скорее «загнать подальше худшее». В сухом остатке мы имеем... то, что имеем. Критерии «наилучшего» машине неизвестны, поскольку разумом и знаниями она не обладает. Критерии худшего известны, но не всегда достаточны — производители поискового спама тоже кое-что умеют и в меру сил имитируют качественные показатели. Идет постоянное балансирование на грани: нужно и дорвеи в топ не пропустить, и качественный сайт не загнать «за сотый километр». Но со вторым условием всё меньше проблем. Сайтов настолько много, что для топа всегда хватит достаточно качественных. Главное — не пропустить в топ полный шлак.

Не буду врать, мне неизвестен хороший выход из этого тупика. Очень многие кричат, что точно знают, как надо делать, — не верьте им, это говорит только о том, что они не знают даже, как работает ПС. И что им только кажется, что они знают. Я тоже не знаю точного ответа. Если бы знал, уже делал бы свой поисковик.

Одно перспективное направление я представляю, но оно крайне трудоемко и не сулит скорых улучшений. Нужно отказаться от концепции Link Popularity и полностью убрать из алгоритмов ранжирования влияние входящих ссылок. Это мгновенно лишает смысла «сайты для ссылочных бирж», бесчисленные «каталоги интернет-ресурсов» и заодно всю деятельность «прогонщиков», загаживающих форумы, блоги и социальные сети. Выход просто прекрасный, беда только в том, что прямо сейчас это невыполнимо. Прежде чем изгнать ссылки из ранжирования, нужны нормально работающие алгоритмы оценки качества контента. Их нет. А это значит, что как только откажешься от ссылок — завалят дорвеями и MFA.

Top

Категория: Философия SEO

Комментарии Отключены