Быстрая CMS
Обратная связь Карта сайта
Главная Создание сайтов Практика Строим CMS Наивное О проекте Блог

Какую CMS выбрать для сайта?

Скажи-ка лучше, как бы ты поступил, если б тебе нужно было запереть десять вольноперов? Да не смотри, как балбес, ключарь Мариинских казарм! Запер бы двадцать, а десять бы выпустил, суслик ты этакий!
Я. Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка»


Давайте сразу договоримся: речь пойдет о сайте, а не об имитации сайта. Имитация, она же сателлит, говносайт, она же «сайт для ссылочной биржи» – это отдельный вопрос; о том, что нужно для такого сайта, можно будет и поговорить отдельно. Но в любом случае – и реального сайта и имитации – необдуманный совет может принести немало вреда.

Один из самых частых вопросов на любимом форуме – «на какой CMS лучше сделать сайт?». Пишут много, но ясного ответа вопрошающий так и не получает. Иногда получает, но ответ тонет в потоке «авторитетных мнений» и остается заболтанным, но не замеченным.

Итак, какие ответы мы обычно видим?

Легко догадаться. Первые три ответа обязательно будут содержать слова Wordpress, Joomla! и Drupal. Далее замелькают названия CMSimple, DLE... Причем, вне зависимости от того, о чем человек спрашивал. Хотя крупица здравого смысла у отвечающих может найтись и делать интернет-магазин на Wordpress, а блог на CMSimple они вам не предложат. Но каждый ответ неизбежно будет продиктован лишь собственными привычками и предпочтениями. :-)
Не стану лгать, что я исключение из правил, потому что я посоветую что-нибудь уникальное, написанное для конкретного сайта. По той простой причине, что привык делать именно это.

Думаю, намек понятен.
Прежде чем спрашивать, какой движок лучше всего для будущего сайта, нужно точно знать, что это будет за сайт, тогда вопрос о движке решится почти сам собой.
Речь не о тематике. «CMS для сайта о строительстве» – то же самое, что «чернила для шестого класса». Этим сайтом может быть и визитка строительной компании, и обзор новостей строительного рынка, и региональный справочник по строительным услугам, и каталог стройматериалов... включите фантазию и продолжите список. Ясно, что у каждого из выдуманных сайтов должна быть своя иерархия разделов, своя функциональность и прочие особенности.

Именно по требуемой функциональности и нужно выбирать движок для сайта. С учетом структуры, формируемой движком. Конечно, можно построить сайт-визитку со статическим наполнением страниц на движке Wordpress. Но минусы такого решения очевидны – прежде всего, блоговый движок диктует блоговую структуру сайта. Об иерархии и речи нет, блоговая структура подразумевает фактически ленту новостей, где анонсы с датами публикации и ссылками на полный текст идут «потоком» один за другим. Тематическая рубрикация, свойственная блогам, нам в этом случае абсолютно не нужна, облако тегов тоже ни к чему. Нужны только статические разделы (и желательно с подразделами). Получается, что мы взяли движок с заведомо избыточной функциональностью и блокируем все лишнее, чтобы получить нужную нам структуру сайта.

Что здесь плохого? Ответ прост. Структура данных движка спроектирована в расчете на другую структуру сайта. Мы можем исключить вывод на страницах лишней информации, вывод ссылок на ненужные функции, но не можем отключить программный код, который запрашивает эту информацию из базы, проверяет настройки неиспользуемых режимов работы, формирует HTML-код и строки, которые не будут выводиться. Тяжелый движок Wordpress будет просто выполнять невидимое море лишней работы при формировании каждой страницы. А это значит, будет впустую потреблять вычислительные ресурсы сервера и занимать память. Визитка потребует для нормальной работы хостинг-аккаунт с гораздо большими ресурсами, чем действительно нужно. А зачем?

Соседи по серверу тоже часто живут в плену тех же заблуждений. И тоже грузят сервер, ресурсы которого не безграничны. Будь движок нашего сайта более экономным, он бы меньше реагировал на загруженность сервера, но ведь у нас универсальный многофункциональный «тяжеловес»... Только интересно, зачем он нам?

Сторонники готовых универсальных решений упирают на множество плагинов, реализующих дополнительные функции. А нам бы некоторые базовые функции отключить за ненадобностью. Говорят о множестве готовых шаблонов страниц... не заостряя внимания на том, что все эти шаблоны кто-то где-то уже использовал, а нам бы сайт – визитку фирмы, не похожую на другие. Но нет, нас стремятся загнать в категорию «еще один сайт на Wordpress, Joomla!, DLE...» (недостающее дописать, ненужное вычеркнуть). А сказать вам честно и откровенно, почему стремятся?

Вы и сами прекрасно знаете. Те, кто нам рекомендует поставить какой-то типовой движок, чаще всего умеют только ставить и конфигурировать этот движок. Возможно, еще два-три аналогичных. Вот и вся причина. Человек, постоянно ездящий на автомобиле одной и той же марки, тоже привыкает к нему настолько, что представить не может, как можно ездить на мотоцикле. Вот и советчик наш искренне удивлен – как это его любимый, такой привычный и удобный (для него) движок вдруг может кому-то не нравиться?

Меня, кстати, совсем не удивляет, что описанная мной здесь простейшая модель движка многим не понравится. Я без труда могу перечислить, чего им здесь не хватает: рейтингов статей со звездочками, «комментов», скрипта голосования, в котором можно выставить кокетливое «Нравится ли вам этот сайт?» или деловитое «Через какой поисковик вы нас нашли?». Кстати, подобные опросы на сайте в 99.9% случаев никому не нужны – так же, как и рейтинги статей. Ненамного чаще нужно и модное облако тегов.

Но главное, чего не хватает множеству специалистов-установщиков – это скрипт инсталляции, который в три клика соорудит готовый к наполнению сайт. А еще надо бы большую пачку шаблонов на выбор, чтобы скачать и поставить готовый. В крайнем случае картинки поменять, чтоб выглядел чуть иначе. И плагин, который выкачает тексты и графику с каких-нибудь других сайтов. Желательно с синонимической заменой слов по ходу выкачивания. И конечно же, возможность легко и быстро установить код биржи ссылок. Или контекстную рекламу. Это святое.

Кстати, большая часть таких «фишек» и для этого движка выполняется без особых проблем. Если, конечно, нужно. Но скажите вы мне, для чего нужно «голосование»? Вы будете раз в неделю менять шаблон по многообразным мнениям посетителей? Или статистика LiveInternet, к примеру, не сообщит вам, откуда посетители приходят? Или сайту-визитке требуется бесплатное море User-Generated Content'а из многообразных комментариев пополам со спамом? Без «+1» и «превед, класный сайтег, а гляньте на мой» никак?

Уверяю вас, серьезному заказчику все это ни к чему. И две полных боковых колонки ссылок, в которых посетитель заблудится, ему тоже не нужны. Все, что ему нужно – это возможность для посетителя легко найти нужную информацию, контакты... да еще, может быть, отправить какой-то вопрос на E-mail. Короче, набор возможностей для конверсии посетителя в покупателя или заказчика. А не бурное общение на сайте в стиле социальных сетей. Богу богово, блогу блогово, а интернет-представительству предприятия в этой конструкции будет недоставать разве что фотогалереи, чтобы выставить образцы. И то не всегда. И это тоже разрешимая задача.