Быстрая CMS
Обратная связь Карта сайта
Главная Создание сайтов Практика Строим CMS Наивное О проекте Блог

Немного о html-коде

Вопрос о html-коде страниц – один из самых спорных среди оптимизаторов. Одни утверждают, что качество кода никакого значения не имеет, другие обязательно проводят чистку кода страниц в ходе внутренней оптимизации сайта. Споры не утихают и я догадываюсь, почему.

Ответ прост. Люди, просто-напросто не знающие html, сами себя утешают: это, мол, не обязательно, код чистить. Я чищу всегда. Пока мой любимый CSE HTML Validator не выдаст ноль ошибок. Плюс к этому всегда стараюсь сделать код полегче. И пока что у меня не было ни одного случая, чтобы поисковики отказались индексировать сайт. Как показала практика, сайты с чистым и легким кодом поисковики индексируют охотнее. Были случаи ускорения индексирования и даже подъема сайта в выдаче после корректировки шаблона страниц.

Сейчас часто возникают разговоры о внедрении поисковиками некого TrustRank – показателя доверия к сайту. Наблюдая «предпочтения» поисковых систем, говорят о возрасте домена, о возрасте внешних ссылок, о «трастовости» ссылающихся сайтов. И при этом забывают подумать, а что же такое «хороший» сайт с точки зрения поискового алгоритма? Давайте попробуем формализовать критерии качества сайта – так, чтобы можно было доверить формальную оценку тупому роботу.

Пойдем «от человеческого». Все согласны с тем, что поисковики терпят продажные ссылки. Обоснование: на никудышный сайт денег тратить не станут, раз сайт подпирают покупными ссылками – значит, он того стоит. На том же основании можно включить в показатели и качество кода – если сайт делается всерьез, то его разработка (и верстка в том числе) должна быть выполнена качественно и в полном соответствии со стандартами. И чаще всего сайты, выполненные «на коленке», в спешке, не несут оригинальной и интересной информации. Если человек взял типовой бесплатный движок и натянул на него типовой многократно использованный шаблон – значит, скорее всего он и к наполнению сайта подойдет так же небрежно. По типовому выбору ясно – автор не стремится сделать свой сайт единственным и неповторимым. Можно ставить минус в «трастовости» за дилетантскую работу.

Теперь подойдем с чисто технической стороны. Если взять любой HTML-документ, его можно разделить на следующие части:

Поставим мысленный эксперимент. Попробуем оценить страницу на незнакомом языке, просматривая ее не браузером, а в исходном HTML-коде, как «смотрит» индексирующий робот – это очень полезно для избавления от иллюзий. Ведь робот не понимает текста на странице, не видит дизайна, компоновки и подбора шрифтов – он считывает только исходный код. Он не может оценить ни красоту оформления, ни смысл. И что вы, глядя с точки зрения робота, скажете о странице, где много кода, много ссылок и очень мало текста? Язык неизвестен, поэтому вы можете прикинуть и решить: скорее всего это малозначительная страница, выполняющая вспомогательные функции. Она большей частью отвечает за навигацию, а информативные тексты расположены на других страницах. А если из таких страниц состоит весь сайт – скорее всего его информативность низкая, больше заботились об оформлении, чем о содержании.

Теперь просмотрите исходный код этой страницы и для сравнения – карты сайта. ;-) Мне стесняться нечего, в коде ничего лишнего – и даже если сменить кодировку, легко будет понять, где статья, а где второстепенная навигационная страничка. Ни в том, ни в другом случае основное наполнение не «тонет» в лишнем теговом мусоре. Оформительские стили убраны в файл CSS, текст не загажен заплатками вроде <span style=...> <font> – все сделано так, как советовал когда-то вебмастерам Яндекс, пока не убрал подальше свои полезные советы и не вывесил на их место сплошные предостережения.

Сейчас кто-нибудь обязательно скажет: «Ну и что, а я на страницу с никудышним мусорным кодом наставлю ссылок побольше – и попрет она вверх по SERP'у...». А теперь представьте, что столько же ссылок того же «веса» расставит ваш конкурент на свою страницу с чистым кодом. Как думаете, чья страница окажется выше?


Да, кстати.
Яндекс в своих рекомендациях для вебмастеров когда-то (примерно до 2003 – 2004 г.) действительно излагал практически весь комплекс работ по внутренней оптимизации сайтов. И о внешних ссылках там тоже кое-что было. Потом эти материалы постепенно «ушли». Теперь Яндексу уже нет нужды притягивать к себе вебмастеров и провоцировать их на конкуренцию за топ – конкуренция и так большая, сейчас в Директ бы побольше народа заманить...